Тренинги Харьков
Подготовка к рождению Харьков
Занятия для детей Харьков
Тренинги для родителей Харьков
Семейный клуб
Фотогальбом
Магазин

Мы в социальных сетях:

Авторизация



КАК ВЫБРАТЬ ПОЛЕЗНУЮ ИГРУШКУ

КАК ВЫБРАТЬ ПОЛЕЗНУЮ ИГРУШКУ

Игрушка – это первое и самое главное средство развития ребенка. При этом, под развитием мы понимаем не только усвоение каких-то новых знаний и приобретение навыков, а становление активности самого ребёнка, появление его новых интересов  и  новых форм  деятельности.

 

Известно, что ребёнок развивается не тогда, когда он запоминает готовые знания , а когда он сам чего-то хочет, а затем и  сам что-то  создает. Это становление собственных интересов ребенка и есть развитие, по мнению доктора психологических наук Е.О. Смирновой. Здесь-то игрушка и выступает как важное средство развития человека. Игрушка совмещает в себе пересечение двух очень важных областей. С одной стороны, через нее ребенок познает мир: ведь, в каждой игрушке, в той или иной степени, заложены свойства этого мира. Это могут быть физические свойства (форма, цвет, размер, качества материала, положение, способ движения и т.д.) или же - это присущие человеку качества и свойства. Например,  каждая кукла или животное ( которое  в детской игре, как правило,  «очеловечено») несет определенный образ со своим характером. Играя с ними, ребенок приобщается к миру людей.  Он чувствует свою эффективность через игрушку. Осознает, что он может, умеет, что у него получается, и что – не получается. Какие-то образы, планы, воспоминания, весь свой внутренний мир ребенок вкладывает в игрушку. И вот это сочетание возможности познания мира и самовыражение – это совершенно потрясающее и уникальное свойство игрушки. Но далеко не всякая игрушка соответствует  этим требованиям и может помочь ребенку в освоении мира и понимании себя.

 

Как же нужно выбирать игрушки для детей? На, что необходимо обращать внимание, когда мы приходим в магазин? С этой целью в Центре игры и игрушки (г. Москва), под руководством доктора психологических наук Смирновой Е.О., были разработаны основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрового материала.

При выборе детской игрушки, специалисты центра рекомендуют обращать внимание на соответствие ее следующим параметрам:

  1. 1. Соответствие этико-эстетическим характеристикам.

Игрушки должны быть нейтральные по содержанию или несущие особые этические и эстетические ценности, например, бережное отношение к людям, животным и предметам.

Оценка привлекательности включает первичную (внешнюю) привлекательность и привлекательность игрового действия с игрушкой.

Первичная привлекательность связана с обликом и другими внешними качествами игрушки: красочностью, звучанием, выразительностью и узнаваемостью образа, популярностью в детской субкультуре.

Привлекательность игрового действия предполагает, что ребенок достаточно продолжительное время самостоятельно инициирует игру с игрушкой.

  1. 1. Соответствие операционально- техническим характеристикам.

Реализация игрового действия обеспечивается операциональными характеристиками игрушки: качеством материала, качеством исполнения и возрастными операциональными возможностями.

Качество материала – показатель, который обычно отражен в санитарно-гигиеническом сертификате, прилагаемом к игрушке.

Качество исполнения – это обработка материала, способ соединения элементов, особенности движения деталей и т.п. Этот показатель чаще всего в полной мере определяется в процессе детской игры. Например, способ крепления ног у куклы такой, что ее невозможно посадить или плохо приклеенные бумажные картинки отклеиваются и рвутся, поэтому игра становится невозможной. Качество исполнения не должно препятствовать игре ребенка.

Возрастные операциональные возможности связаны со способностью ребенка самостоятельно управляться с игрушкой. Такие показатели, как прочность игрушки, размер, вес и пр. рассматриваются как условия, обеспечивающие возможность самостоятельного игрового действия.

Операциональные характеристики, не соответствующие возможностям возраста, на который ориентирован развивающий потенциал, являются препятствием для игры.

  1. 2. Развивающий потенциал игрового действия.

Развивающий эффект игрушки определяется вариативностью игрового действия, его связью с потребностями и возможностями возраста.

Качества игрушки задают характер игры, «подсказывают» направление и возможные варианты игры, т.е. ориентируют ребенка на определенные действия. Ориентиры, заложенные в игрушке, могут быть более или менее открытыми: могут довольно жестко направлять игру, а могут оставлять простор детской самостоятельности. Например, традиционная простая пирамидка предполагает только один способ сборки. В отличие от нее многие современные пирамидки оставляют возможность собирать их по-разному, благодаря форме деталей (дуги вместо колец, наличие нескольких отверстий и т.п.).

Игровые действия, которые можно осуществлять с игрушкой определяют возраст (возрастной диапазон), в котором она может иметь максимальное развивающее значение. Например, кукла, как заместитель человека (партнера по игре) всегда отражает опыт играющего. Поэтому Барби для ребенка раннего возраста (период от 1 года до 3-х лет) слишком сложна: она несет в себе слишком широкий и еще недоступный малышу социальный контекст, который останется невостребованным. Для этого возраста подойдут куклы, с которыми возможно реализовать действия, понятные ребенку – укачивание на руках, кормление с ложечки, наказание за провинности и т.д. (например, пупсы).

Игровые действия, заложенные в игрушке не должны противоречить друг другу. Так, встречаются игры с правилами, ориентированные на дошкольников, но построенные на материале для младших школьников (чтение, счет и т.д.). В результате такие игры не подходят ни тем, ни другим.

Игрушки, открывающие широкие возможности для разнообразных игровых действий и отвечающие потребностям и возможностям определенного возраста оцениваются высоко и, при условии положительной оценки по другим параметрам, проходят психолого-педагогическую экспертизу.

Если говорить об отечественных производителях игрушек, то с нашей точки зрения, продукция компании ООО «Колорпласт» г. Харьков - производителя качественных и экологически безопасных детских пластмассовых игрушек ТМ «COLORPLAST», соответствует обозначенным характеристикам психолого-педагогической экспертизы. Игровой материал ТМ «COLORPLAST» реализует главную функцию игрушек, которая заключается в активизации адекватной возрасту деятельности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2010 "Мама Папа Я". Семейный клуб, г. Харьков, ул.Пушкинская, 14а, тел: 057-780-58-52
Создание сайта - DL Studio